Время работы:

Пн - Пт: 900 - 1900

Доставка по Минску бесплатно:
Пн - Пт: до 2200

Из чего состоит механизм газораспределения двигателя

В двигателе, работающем в четыре такта, распределение газов происходит при помощи клапанов. Если двигатель дизельный, этот механизм отвечает за поступление в нужный момент воздуха в цилиндры, а если карбюраторный – то горючей смеси. Кроме того, он также выводит отработанные газы из цилиндров. Это происходит благодаря клапанам, которые попеременно производят открытие-закрытие каналов впуска и выпуска головок цилиндров. Именно таким образом налажена связь между цилиндрами и трубопроводами впуска-выпуска. Двигатели, которые мы рассматриваем, имеют газораспределительные клапаны вверху и распределительный вал внизу.
 

Таким образом, механизм газораспределения двигателя имеет следующие составляющие:

  • клапаны впуска-выпуска и их пружины;
  • распределительный вал;
  • элементы передачи между распределительным валом и клапанами;
  • шестерни.

Принцип работы

Схема механизма газораспределения двигателя

Распределительный вал (7) начинает вращение, подталкиваемый шестернями, в свою очередь движимыми коленчатым валом. Кулачки распределительного вала встречаются с толкателем (6) и перемещают его и штангу (5) вверх. Штанга перемещает кверху конец коромысла (16), а противоположный смещается вниз, оказывая давление на клапан (12). Клапан вынужден уйти вниз, сжимая пружину (15). Тем временем кулачок распределительного вала (7) отходит от толкателя (6), который вместе со штангой (5) снижается, и клапан (12) от толчка пружины движется в обратную сторону, надежно закрывая собой канальное отверстие.

Чтобы цилиндры максимально выпускали отработанные газы, наполняясь вместо них чистым воздухом (либо горючей смесью, в зависимости от вида топлива), они проводят в открытом состоянии больший период времени по сравнению с простейшими двигателями. Чем лучше очищаются цилиндры от отработанных газов, тем более мощным является мотор автомобиля.

С целью попадания в цилиндры большего объема воздуха (горючей смеси) клапаны впуска открываются раньше, чем поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ). Когда коленчатый вал вращается с высокой скоростью, такт впуска, соответственно, происходит чаще. Вот почему атмосфера трубопровода разрежена, и воздух движется в цилиндры, даже когда поршень еще продолжает подниматься. Воздух проходит в открытый клапан, а затем в цилиндры под действием инерции, несмотря на то, что поршень достигает нижней мертвой точки (НМТ). Клапан впуска закрывается чуть позже.

Время, которое клапаны проводят в открытом состоянии, является фазой газораспределения и измеряется в угловых градусах поворота коленчатого вала. Фазы газораспределения хорошо видны на круговых диаграммах (см. рис.) или таблицах. Поскольку открывается клапан раньше, а закрывается позже, нормальная фаза запуска воздуха в 180° растягивается в двигателе ЗМЗ-53 аж до 268°.

Когда клапан впуска закрывается, смесь сжимается, и поршень осуществляет рабочий ход. Клапан выпуска открывается и, соответственно, отработанные газы начинают выходить еще прежде достижения поршнем НМТ: до этого момента остается 50° угла поворота коленчатого вала. Закрытие клапана выпуска осуществляется уже тогда, когда поршень достигает ВМТ. Клапан выпуска открыт 252° поворота коленчатого вала.

Такт выпуска заканчивается, а такт впуска начинается сразу при двух открытых клапанах – это продолжается 46° поворота коленчатого вала. Практика показала, что именно столь длительное совместное открытие клапанов способствует очищению цилиндра от отработанных газов, которые удаляются при продувании чистым воздухом. 
 

Интернет-магазин автозапчастей - braz.by