Время работы:

Пн - Пт: 900 - 1900

Доставка по Минску бесплатно:
Пн - Пт: до 2200

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм, или КШМ, предназначен воспринимать давление, обеспечиваемое газами в результате сгорания взвеси из воздуха и топлива в цилиндрах двигателя, и заставлять это давление двигать коленчатый вал.

Устройство КШМ включает в себя поршни и шатуны, прикрепляемые к коленчатому валу. Поршни двигаются в гильзах (или втулках) цилиндров.


Принцип работы

От сильного нагревания газы увеличиваются в объеме и толкают поршень, который затем воздействует на шатун. Возвратно-поступательное движение поршня происходит внутри втулки цилиндра. Производят поршни из различных сплавов алюминия.

Поршень – это цельная деталь, имеющая «голову» и «колокол». «Головы» бывают разными по форме: вогнутыми, выпуклыми, плоскими и т. д. В «голове» возможно размещение камеры сгорания (в дизельных двигателях). Кроме того, на данную часть детали наносятся борозды, чтобы закрепить поршневые кольца.

Сегодня в двигателях можно увидеть два вида колец – маслосъемные и компрессионные. Первые отвечают за снятие лишнего масла со стенок цилиндра, вторые не позволяют газам попасть в картер двигателя. Что касается «колокола», там находятся две бобышки, чтобы поместился поршневой палец, соединяющий поршень и шатун.

Шатун в свою очередь направляет силу давления газов к коленчатому валу, он прикреплен к поршню и валу шарнирами. Обычно шатуны штампуют либо куют из стали, а для спортивных машин – из титанового сплава. Шатун, как и поршень, имеет «голову», но не одну, а сразу две – верхнюю и нижнюю, соединенные стержнем. Верхняя «голова» взаимодействует с поршневым пальцем, который крутится внутри ее и поршневых бобышек («плавающий» поршневой палец). Стержень выполнен с двутавровым сечением.

Нижняя «голова» – разборная, для прикрепления шейки коленчатого вала. Сейчас популярно управляемое расщепление «головы», являющейся цельной. Индивидуальная линия разлома позволяет достичь точного воссоединения «головы».

Коленчатый вал, получая энергию, использует ее для вращения. Он выполнен из стали и чугуна повышенной прочности. Вал представляет собой коренные и шатунные шейки, скрепляемые щеками. Роль последних – поддерживать равновесие КШМ. Шейки крутятся в подшипниках скольжения, сделанных как съемные вкладыши с тонким стенками. И щеки, и шейки имеют отверстия, чтобы к каждой шейке подходило масло, поступающее под давлением. Заканчивается коленчатый вал маховиком.

Сегодня используются «двухмассовики» – маховики, выполненные из двух скрепляемых дисков. В маховике есть зубчатый венец, при помощи которого двигатель и запускается стартером.

Чтобы при вращении вала не было вибрации, на второй его конец желательно поместить гаситель крутильных колебаний. Это два кольца из металла, скрепление которых выполнено с помощью эластомера или вязкого масла. Внешнее кольцо имеет ременной шкив («звездочку» цепи).

Поршень и шатун вместе с втулкой цилиндров составляют цилиндро-поршневую группу, кратко именуемую цилиндром. В настоящее время двигатели выпускают с 1-16 (Bugatti Veyron) цилиндрами, встречаются экземпляры и с большим их числом.